Ректор Сколтеха Александр Кулешов - о том, как превратить российские идеи в прорывные технологии

Ректор Сколтеха Кулешов: Для роста инноваций нужна комплексная госполитика
Почему российские стартапы не превращаются в "Самсунги" и "Хуавеи"? Об этом "РГ" беседует с академиком Александром Кулешовым, ректором Сколковского института науки и технологий, который называют сердцем инновационного центра Сколково.
Сколтех не только институт, где учатся около тысячи студентов, но и фабрика технологий.
Сколтех не только институт, где учатся около тысячи студентов, но и фабрика технологий. / Сколтех

Александр Петрович, в глобальном мировом инновационном рейтинге 2024 года Россия переместилась с 51-го места в 2023 году на 59-е место. А ведь у нас есть инноваторы, Сколково, Иннополис, технопарк МГУ и другие, там благоприятные условия, только творите, генерируйте идеи и превращайте их в конечный продукт. Нам сообщают о тысячах стартапов, но где наши "Самсунги", "Хуавеи"? Почему мы много лет топчемся на 50-х местах?

Александр Кулешов: Вы задаете один из ключевых вопросов по поводу управления нашей экономикой. Он очень многогранный, задав его разным специалистам, наверняка услышите самые разные мнения. Чтобы было наглядно, для простоты приведу несколько примеров. Студенты из Сколтеха начинали здесь со стартапа, разработали уникальные принтеры для трехмерной печати. И как думаете, где эти ребята сейчас? В Шанхае! У них 12-этажное здание, они обеспечивают китайцев 3D-принтерами. Другая наша компания Data Advance, которая занимается инженерными задачами оптимизации, имеет филиал во Франции. А стартап Рок Флоу Дайнемикс в Хьюстоне сейчас обеспечивает софтом американскую нефтянку. Могу продолжать этот список бывших студентов Сколтеха, которые, начав здесь со стартапа, реализуют его в больших масштабах за границей. Чтобы изначально выявить такие стартапы, в Сколтехе действует правило. Когда ко мне приходят с идеями, спрашиваю: эта разработка рассчитана на какой рынок? Если только на Россию, не берем. Я патриот, но надо смотреть на вещи реально. Сейчас выигрывает только тот, кто побеждает в масштабах глобуса. Именно с такими идеями приходили те, о ком я говорил. И в результате - успех!

Успех, но не у нас. Так у нас никогда не будет своих наукоемких гигантов.

Александр Кулешов: Они не появляются по указу или постановлению. Как вставал на ноги тот же самый "Хуавей"? Его много лет ограждали пошлинами. Китайские операторы не могли покупать Nokia или Ericsson. Только "Хуавей". Кто-то скажет, что это тепличные условия, что только в конкуренции можно встать вровень с лидерами. Но нельзя мальчишку сразу бросить на профессиональный ринг. Его просто поколотят. Нынешние гиганты росли в "тепле", пока не стали достаточно сильны, чтобы выйти на мировой инновационный "ринг".

Но сейчас, благодаря санкциям, у нас просто идеальные условия для инноваторов…

Александр Кулешов: Понимаете, мы сейчас назвали только один фактор роста инноваций, а необходима комплексная государственная политика в этой сфере. Она включает множество разных аспектов, но иначе не получится, мы будем опять задаваться вопросами - почему мы на 50-м месте.

Об этом у нас говорят уже лет 20. Но, как выясняется, построить ее очень непростая задача. Кстати, когда-то американцы признали создание Национальной инновационной системы более важным достижением, чем даже полет на Луну.

Александр Кулешов: Но китайцам удалось ее создать. Причем с колоссальной скоростью и с колоссальной эффективностью. Может, у американцев научились, это у них отлично получается. Так почему бы нам не перенять хороший китайский опыт? Поучиться на хороших примерах.

Где место Сколтеха в этом инновационном строю, особенно с учетом амбициозных требований - выходить с разработками на мировой рынок?

Александр Кулешов: Сразу внесу ясность: Сколтех не только институт, где учатся около тысячи студентов, но, прежде всего, фабрика технологий. Так вот мы дали обет: каждый год поставлять стране по крайней мере одну новую критически важную технологию.

Мы дали обет: каждый год поставлять стране по крайней мере одну новую критически важную технологию

Всего одну? Как-то скромно на фоне 4,5 тысячи стартапов, о которых отчитывается фонд Сколково.

Александр Кулешов: Он отчитывается стартапами, а мы разработками, которые доведены до массового производства. Об этом уже многократно говорено, но вкратце напомню. В СССР была отлаженная система внедрения новых разработок. И несмотря на критику, она неплохо действовала, ведь страна была среди мировых лидеров по многим позициям. Созданные в "колбах" разработки академических институтов передавались в отраслевые НИИ, которые совместно с промышленниками занимались внедрением.

Более 30 лет назад эта цепочка разорвалась, отраслевые институты приказали долго жить. Поэтому в основном (кроме IT) стартапы доходят до стадии опытных образцов. А от них до массового производства - огромная дистанция.

И вы все же обязались ее ежегодно преодолевать хотя бы в "одном экземпляре". Приведете примеры?

Александр Кулешов: Назову лишь несколько самых последних. Напомню, что мобильные сети 4G/5G нам не поставляют ни Huawei, ни Nokia, ни Ericsson. Так вот, с ноября прошлого года началось серийное производство станций 4G/5G, которые разработаны в Сколтехе. Сегодня они уже установлены в 37 регионах России. Начинали мы восемь лет назад практически с нуля, два года длилась опытная эксплуатация. И еще год внедряли на заводе. Ребята там постоянно находились, чтобы довести свой стартап до требований предприятия.

Но уже заглядываем дальше, занимаемся следующим поколением сетей - 6G. Это совершенно новый уровень, он изменит жизнь примерно так же, как ее изменил интернет. Думаю, за 5 лет мы все сделаем.

А этот год мы объявили годом катодных материалов - главный элемент всех аккумуляторов. Наш опытный завод - единственное предприятие в России, которое их производит. В июле выходим на объем 100 тонн в год. Этого достаточно, чтобы покрыть потребности, скажем, космоса, беспилотников, Арктики, но для более массового производства надо создавать крупные предприятия.

Специалистами признано, что наши катоды по качеству лучше китайских. Кстати, в свое время мы работали для "Хуавей". Так вот в их смартфонах стоит декодер, созданный в Сколтехе.

Традиционно приоритетная сфера наших работ - медицина. Думаю, в июле получим регистрационное удостоверение на принципиально новый способ ранней диагностики различных заболеваний нервной системы. По капле крови можно с точностью около 95 процентов выявлять, в частности, шизофрению, клиническую депрессию и биполярное расстройство.

С ноября прошлого года началось серийное производство станций 4G/5G, которые разработаны в Сколтехе. Сегодня они уже установлены в 37 регионах России

Речь идет о самой ранней диагностике?

Александр Кулешов: Совершенно верно. Такой анализ можно включить в стандартный анализ крови. Мало того, что сам человек будет предупрежден о таящемся в нем недуге, но есть и другой аспект. Сколько было случаев, когда человеку выдавали разрешение на владение оружием и он вдруг начинал стрелять в людей. И как выяснялось, у него психическое расстройство, которое медицина пропустила. Кстати, автор этого стартапа профессор Филипп Хайтович, который после многих лет работы в Германии и Китае (был директором совместного института общества Макса Планка и Китайской академии наук) вернулся в Россию.

Еще одна важнейшая проблема - сильнейшие фантомные боли после ампутации конечности. Так вот, наши специалисты научились их снимать.

Безусловный герой нашего времени - искусственный интеллект. Хотя это не "железо", но борьба за мировой рынок идет самая жестокая. Сколтех включился?

Александр Кулешов: У нас в институте искусственным интеллектом занимается самое большое подразделение. Оно дает 45% от всех публикаций России в престижных журналах. Вот самая последняя новость. Работа нашего парня, Сергея Баранникова, несколько месяцев назад на конференции в Филадельфии, куда съехались ведущие специалисты в этой сфере, была отмечена как лучшая работа.

Почему его наградили, несмотря на все санкции? Он показал, как в тексте всего из 200 слов можно различать тексты, написанные человеком или сгенерированные машиной. Эта работа имеет важнейшее значение для борьбы с фейками.

Александр Петрович, на финише хочу задать крамольный вопрос. Известно, что из 10 стартапов 9 терпят неудачу. Любой другой "механизм" с таким низким КПД даже не стали бы рассматривать, а здесь вовлечены многие тысячи людей во всем мире. Мы стремимся к рациональности и так тратим лучшие мозги…

Александр Кулешов: Вы затронули очень больной вопрос, который, кстати, обсуждается в недавно вышедшей книге Алекса Карпа "Технологическая республика". Если в двух словах, то идея в следующем. В научной среде уже признано, что наука XXI века серьезно уступает науке XX века. Особенно плодовитым для человечества был период 1950-1990-х годов. Двойная спираль ДНК, атом, космос, полет на Луну, полупроводники, интернет. Список можно еще долго продолжать. То, что сделано потом, всего лишь продолжение тех прорывных открытий. Достижений подобных по значимости у науки практически больше не было.

В то же время огромные силы, таланты по всему миру бросились сейчас в стартапы. Важно? Конечно. Но когда во главу угла ставится прибыль, то теряется масштаб задачи, получаются "игрушки", которые не двигают человечество вперед.

На стартапе на Марс не полетишь! Словом, нельзя увлекаться стартапами, делать их фетишем.